Историко-биографическая энциклопедия Руси
     От Руси древней до Империи Российской

  Навигация

А.М. БУРОВСКИЙ
Кандидат исторических наук, доктор философских наук.
Профессор КрасГУ, президент Красноярского регионального отделения
Международной академии ноосферы.
Действительный член Академии науковедения.


РОССИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО: ВЗГЛЯД ГЕНИЯ


ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Все книги Александра Бушкова, будь то фантастика, детективы или прик-
лючения, прекрасно расходятся, издаются  огромными  даже  для  нынешнего
времени тиражами. Но книгу, которую вы сейчас держите в руках,  я  реко-
мендовал бы не просто для семейного чтения - для изучения в школах и ву-
зах. Это следовало бы сделать, даже если бы в ней  только  разоблачались
разного рода "исторические мифы". С точки зрения  ученого,  это,  строго
говоря, никакие не мифы, а утвердившиеся в обществе дикие, предельно да-
лекие от истины представления. Некоторые из них - "просто" невинный плод
невежества. Той самой простоты, что  много  хуже  воровства.  А  большая
часть возникла не случайно и не стихийно: эти  представления  есть  плод
сознательной подтасовки фактов, трактовки документов в угоду  надуманной
схеме, подчинения истории политической злобе дня. Взять хотя бы  превра-
щение одного из самых бездарных и самых страшных монархов  (Петра  I)  в
главного российского просветителя и чуть ли  не  спасителя  Отечества...
Или удивительная история Ивана Сусанина - случайной жертвы  разбойников,
превращенной в национального героя...
   Что ж! Мы до сих пор сказочно плохо знаем собственную  историю.  Одна
из причин этого - в сознательной политике советской власти.
   Недавние владыки России, конечно же, панически боялись обсуждения ис-
тинных личностей всех этих лениных, троцких, тухачевских.  О  перевороте
1917 года, гражданской войне или о голоде  в  Поволжье  нам  позволялось
знать только то, что соответствовало официальной версии об  ангелах-ком-
мунистах, "белом стаде горилл" или о стараниях  сахарного  Ильича  всеми
силами спасти умирающих от голода.
   Но и обо всей русской истории распространялись  сведения,  которые  и
сказочными-то называть не хочется. Русские народные сказки и информатив-
нее, и честнее, и просто более историчны, чем "история" советского  раз-
лива. Взять те же разжижающие мозги бредни про "классовую борьбу в Древ-
ней Руси" или про "крестьянскую войну Ивана Болотникова"... Нет,  сказки
гораздо лучше!
   Но есть и вторая причина нашего массового  исторического  невежества.
Ее мало принимают во внимание, и хорошо, что о ней берется писать А.  А.
Бушков. Это действия горластого племени "интеллигентов" -  весьма  плохо
образованных, но решительно все склонных представлять в виде некой идео-
логии. Если коротко, то идеология - это взгляд решительно на все стороны
бытия с какой-то одной частной позиции. В духе классического:
   "Я знал негра,
   Он был неграмотный,
   Не разжевал даже азбуки соль,
   Но он слышал, как говорит Ленин,
   И он знал ВСЁ".
   (Выделение мое - А. Буровский.)
   70 лет в обществе дозволялась только одна идеология. Но будет наивным
думать, что в воспетых знаменитым анекдотчиком московских кухнях  искали
горний свет вечных истин. Там ковали новые идеологии! Как сказал  другой
поэт, тоже причастный к интеллигентской трепотне:
   "Растет по чердакам и погребам
   Российское духовное величие.
   Вот выйдет, и развесит по столбам
   Друг друга за малейшее отличие".
   Да-с, именно этим и занялась интеллигенция,  как  только  закончилась
"эпоха исторического материализма". Каждая  группка и группочка  вынесла
на всеобщее обозрение свою собственную идеологию - за редким  исключени-
ем, - злобную и невежественную. И если бы только для себя! Каждая шаечка
претендует на то, что ее идеология непременно  должна  стать  идеологией
для всех. И готова развесить на столбах не только друг друга, но и  всех
нас - за неприятие "единственно  правильного"  отношения  к  миру.  Ведь
"знать все" можно не только путем слушания Ленина, но и слушания Сахаро-
ва, О. Лациса, Жореса Медведева... да решительно кого угодно.
   И каждая такая группа и группочка, конечно  же,  "точно  знает",  что
происходило на протяжении всей русской истории. Кто такие готы - герман-
цы или славянское племя. Кто в истории - "прогрессивен", а  кто,  напро-
тив, "контрреволюционен". Ко благу  ли  монгольское  завоевание?  Откуда
пошло само слово "Русь"? Кем были для России татары, немцы, хазары,  ев-
реи, большевики, западники, старообрядцы - черными демонами или светлыми
ангелами? Разумеется, это знание основано не на работе ученых-историков.
Не на старательном анализе источников. А  на  своей,  "единственно  пра-
вильной" идеологии. В ней ведь, на все времена, "сказано все"...
   Как же тут разобраться человеку, который  уже  не  обладает  хорошими
знаниями? И как ими прикажешь "обладать", если неизвестно - где взять?!
   Для этого нужна литература - достаточно популярная по форме,  доступ-
ная массовому читателю, и в то же время - "научная" по  содержанию.  Это
могут быть исторические романы или фильмы - если,  конечно,  они  хорошо
написаны и интересны. Из опыта последних лет берусь назвать только "Гар-
демаринов"; в какой-то степени - сочинения В. Пикуля  (в  них,  впрочем,
тоже многовато идеологии). И только. А хорошего опыта исторической  пуб-
лицистики и вообще назвать не  решусь.  Все  -  сплошная  идеологическая
жвачка, попытки "не своих" сделать "своими". Или бред. В качестве приме-
ра - разного рода творения "рерихнувшихся", иеговистов или  других  сек-
тантов.
   На этом фоне А. Бушков видится отрадным явлением. Он несравненно точ-
нее, надежнее, научнее... решительно всех. И интереснее. Эту  книгу  на-
верняка прочтут миллионы людей - как и его детективы. Повторяю - если бы
просветительство и мифоборчество было единственной заслугой А. А. Бушко-
ва - и тогда книгу следовало бы печатать. Но у него есть по меньшей мере
еще две важные заслуги.
   Уже не первый раз А. Бушков удивительным  образом  ухитряется  оказы-
ваться на передовом рубеже современной науки. Как? Это выше моего  разу-
мения. Но судите сами: уже в  "Анастасии"  он  очень  точно  воспроизвел
представления современного глобального эволюционизма, разработанные зна-
менитым акад. Н.Н. Моисеевым. Согласно этим представлениям, всякая  сис-
тема развивается в своем "канале эволюции". Но "каналы" исчерпывают  се-
бя. Развиваться дальше по этим правилам система не может, а никакие дру-
гие правила "в условии не заданы". И система вступает в "точку  бифурка-
ции" - время поиска нового "канала эволюции". При этом система  распада-
ется на составные элементы, часть этих "элементов" гибнет, часть - необ-
ратимо изменяется, а способ новой "сборки" целого определяется тем,  ка-
ков будет новый "канал эволюции"...
   Применительно к человеческому обществу это означает, что, стихийно  и
бездумно развиваясь, общество постоянно рискует "перерасти" законы  жиз-
ни, созданные столетия назад, в совершенно других условиях.
   Прокормить население в этом количестве и на этой территории  оказыва-
ется невозможным...  без  изменения  способа  хозяйствования.  И,  соот-
ветственно, общество вступает в период бифуркации - Хаоса, начинает  су-
дорожно искать новые правила общежития,  причем  с  непредсказуемым  ре-
зультатом. Есть много оснований считать "бифуркациями" все, что происхо-
дит в России с 1917 г. И все, что происходит во всем мире со времен пер-
вой мировой войны.
   А в этой книге Бушков опять оказывается провозвестником  самых  новых
методов исторического исследования... В "классическое"  время  науки,  в
XVII-XIX вв., ученый искал абсолютную истину. По каждому поводу возможно
было только одно "правильное" суждение. И историки не представляли  иск-
лючения. Каждый из них строил " единственно правильную"  схему  развития
государства Российского. И спорил с другими, как  с  носителями  "непра-
вильного" и "ошибочного " знания.
   Современный ученый хорошо знает, что всякое знание условно и  относи-
тельно. Одни и те же экспериментальные данные можно объяснить нескольки-
ми разными способами. На одних и тех же источниках можно  написать  нес-
колько разных историй России. И бессмысленно утверждать, что одна из них
- "истинная".
   Более того - в "точках бифуркации" страна и народ действительно выби-
рают дальнейшую историческую судьбу. И в XIII-XIV вв., и во  время Смуты
XVII в., и во время Смуты начала XX в., и в нынешней смуте мы  выбираем.
А вся известная нам русская история - не что-то "единственно возможное",
а тоже  результат  прежних выборов.  Эта история могла  бы  быть  совсем
другой - и не только при принятии Русью ислама или католицизма.  Направ-
лений развития гораздо больше. Например, что могло бы возникнуть,  пойди
Наполеон не на Москву,  а  на  Петербург?  Приди  к  власти  не  злобный
мальчишка Петр, а интеллектуал средних лет - Василий Голицын? Промахнись
бомбист, и проживи Александр II до 1895 года?..
   Для современного ученого "Россия, которая могла бы быть", гораздо ин-
тереснее "России, которую мы  потеряли".  В  "виртуальности"  существует
множество вариантов "возможных России", из которых мы реализуем один  на
каждом историческом повороте. Например, в данный момент. Я  считаю,  что
"модельное мышление" в истории имеет, помимо  прочего,  еще  и  огромное
воспитательное значение. По современным представлениям,  законы  истории
не безличны, не подобны законам космической  эволюции.  Реализуется  тот
вариант общественного развития, который мы хотим  реализовать...  Право,
есть о чем задуматься!
   Собственно, об этом и пишет А. Бушков. Он предлагает нам не истину  в
последней инстанции, не "правильное" прочтение источников. Он строит ВЕ-
РОЯТНОСТНУЮ МОДЕЛЬ. Показывает, что источники можно интерпретировать и с
таким результатом. Показывает одну из "возможных России".
   Кажется невероятным эта способность писателя - применять в своем  ху-
дожественно-публицистическом исследовании самые  передовые,  только  еще
утверждающиеся в науке методы, да еще с таким прекрасным результатом. Не
знаю, читал ли А. Бушков книги акад. Н.Н. Моисеева, Э.С. Кульпина и дру-
гих. Если да - то следует констатировать - их идеи он усвоил  глубоко  и
творчески и сумел придать им превосходную художественную форму. Если нет
- то, значит, он смог сам, самостоятельно открыть закон  смены  периодов
мирного развития общества - периодами, если угодно, хаосов.
   Что ж! Гениальность иногда трактуется и как  способность  видеть  то,
чего не видят другие. Жаль только, прижизненная репутация гения А.  Буш-
кову никак не светит. Ведь никак не может быть,  чтобы  это  слово  было
применимо к мужику средних лет, с который можно поздороваться на улицах,
который выгуливает собаку по тропинкам Академгородка... В нашем обществе
гений - это исключительно покойничек, желательно - из Мавзолея. И в  лю-
бом случае - не "отсюда". Если Бушкова и  нарекут  "гением",  произойдет
это лет через 50 и за 5 000 километров от Красноярска. А жаль.
   И еще одно. Книга А. Бушкова - своего рода эталон добросовестного ис-
торического исследования. Несомненно, у кого-то высказывания автора  вы-
зовут гнев и прочие непохвальные чувства. Ведь автор посягает на устояв-
шиеся, привычные представления! Но спорить будет  трудно  -  потому  что
книга А. Бушкова прекрасно аргументирована. По  каждой  теме  привлечено
множество источников, и каждый источник исчерпывающе проанализирован.
   Да, конечно, все это пишет не профессионал. Да, не все, о  чем  пишет
А. Бушков, может быть принято критически мыслящим читателем. Да,  он  не
возвещает истины в последней инстанции, а строит некую модель... Но  оп-
ровергнуть справедливость именно его модели - крайне трудно.  А  если  и
возможно - то лишь - путем долгого, кропотливого труда. Работы с  источ-
никами, сравнимой по объему с работой самого А. Бушкова.


На главную

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Хронология княжения

879 - 912 Олег Вещий
912 - 946 Игорь Старый
946 - 972 Святослав I, Великая княгиня Ольга
972 - 980 Ярополк Святославич
980 -1015 Владимир I Святославич Красное Солнышко
1015-1015 Святополк I Ярополкович Окаянный
1015-1017 Ярослав Владимирович Мудрый
1017-1019 Святополк I Ярополкович Окаянный
1019-1054 Ярослав Владимирович Мудрый
1054-1068 Изяслав Ярославич
1068-1069 Всеслав Брячиславович Полоцкий
1069-1073 Изяслав Ярославич
1073-1076 Святослав II Ярославич
1076-1076 Всеволод I Ярославич
1077-1078 Изяслав Ярославич
1078-1093 Всеволод I Ярославич
1093-1113 Святополк II Изяславич
1113-1125 Владимир II Всеволодович Мономах
1125-1132 Мстислав Владимирович
1132-1139 Ярополк Владимирович
1139-1139 Вячеслав Владимирович
1139-1146 Всеволод II Ольгович
1146-1146 Игорь Ольгович
1146-1149 Изяслав Мстиславич
1149-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1150-1150 Вячеслав Владимирович
1150-1150 Изяслав Мстиславич
1150-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1151-1154 Изяслав Мстиславич
1154-1154 Ростислав Мстиславич
1155-1155 Изяслав Давыдович
1155-1157 Юрий Владимирович Долгорукий
1157-1159 Изяслав Давыдович
1159-1159 Ростислав Мстиславич
1159-1160 Изяслав Давыдович
1160-1168 Ростислав Мстиславич
1168-1169 Мстислав Изяславич

РУСЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Хронология княжения

1169-1174 Андрей Юрьевич Суздальский (Боголюбский)
1174-1174 Ярополк Ростиславич
1174-1176 Михаил Юрьевич
1176-1212 Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо
1212-1216 Юрий Всеволодович
1216-1218 Константин Всеволодович Добрый
1218-1238 Юрий Всеволодович
1238-1246 Ярослав Всеволодович
1246-1248 Святослав Всеволодович
1248-1248 Михаил Ярославич Хоробрит
1248-1252 Андрей Ярославич
1252-1263 Александр Ярославич Невский
1264-1272 Ярослав Ярославич
1272-1276 Василий Ярославич
1276-1281 Дмитрий Александрович
1281-1283 Андрей Александрович
1283-1294 Дмитрий Александрович
1294-1304 Андрей Александрович
1304-1318 Михаил Ярославич Тверской
1319-1322 Юрий Даниилович Московский
1322-1326 Дмитрий Михайлович Тверской
1326-1327 Александр Михайлович Тверской

РУСЬ МОСКОВСКАЯ

Хронология княжения

1328-1341 Иван I Даниилович Калита
1341-1353 Симеон Иванович Гордый
1353-1359 Иван II Иванович Милостивый
1359-1363 Дмитрий Константинович Суздальский
1363-1389 Дмитрий Иванович Донской
1389-1425 Василий I Дмитриевич
1425-1433 Василий II Васильевич
1433-1434 Юрий Дмитриевич
1434-1462 Василий II Васильевич Темный

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Хронология правления

1462-1505 Иван III Васильевич
1505-1533 Василий III Иванович
1533-1584 Иван IV Васильевич Грозный
1584-1598 Федор Иванович
1598-1605 Борис Федорович Годунов
1605-1605 Федор Борисович Годунов
1605-1606 Лжедмитрий I
1606-1610 Василий IV Шуйский
1610-1613 Смутное время. Семибоярщина
1613-1645 Михаил Федорович Романов
1645-1676 Алексей Михайлович Романов Тишайший
1676-1682 Федор Алексеевич Романов
1682-1696 Иван V Романов, Петр I

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Хронология правления

1696-1725 Петр I Алексеевич Романов
1725-1727 Екатерина I Алексеевна
1727-1730 Петр II Алексеевич
1730-1740 Анна Ивановна
1740-1741 Иван VI Антонович
1741-1761 Елизавета Петровна
1761-1762 Петр III Федорович
1762-1796 Екатерина II Алексеевна
1796-1801 Павел I Петрович
1801-1825 Александр I Павлович
1825-1855 Николай I Павлович
1855-1881 Александр II Николаевич
1881-1894 Александр III Александрович
1894-1917 Николай II Александрович

   2010© Историко-биографическая энциклопедия Руси